ИФОРМАЦИЯ о санитарно-эпидемиологическом и ветеринарном благополучии (в части отлова бродячих животных)
В соответствии с требованиями действующего законодательства (подп. 49 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии") решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции субъекта РФ.
В силу статей 3, 4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федераций и ее субъектов. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Применение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к правовым отношениям по отлову безнадзорных животных подтверждено позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28.01.2010 № 32-В09-22.
Данное определение разъясняет разграничение полномочий в данной сфере между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В нем указывается на необходимость учитывать то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, в связи с чем мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области зашиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения.
Отсутствуют полномочия органов местного самоуправления в области ветеринарии и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральный закон N 131-ФЗ не содержит ни соответствующего вопроса местного значения, ни полномочий органов местного самоуправления в этой области.
Действующими санитарными нормами предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, (п.9.5 СП 3.1.7.2627-10 Профилактика бешенства среди людей Санитарно-эпидемиологические правила").
Указывая на мероприятия, поставленные на профилактику бешенства в РФ, Главный санитарный врач РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по организации и проведению мероприятий, направленных на создание и оснащение бригад для отлова безнадзорных животных с целью недопущения свободного их пребывания на территории населенных пунктов. (П.1.6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.02.2012 N13 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации"
Во исполнение указанных полномочий Губернатором Смоленской области вводятся (и отменяются) ограничительные мероприятия на конкретных территориях.
На территории Смоленской области отношения, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, в том числе в части определения порядка отлова, содержания, использования безнадзорных животных, не урегулированы. В соответствии с п. 28 Плана законопроектной работы Смоленской областной Думы на 2013 год, утвержденного постановлением Смоленской областной Думы от 01.02.2013 года № 38 законопроект «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия в Смоленской области» будет внесен в Смоленскую областную Думу в мае - июне 2013 года.
Таким образом, полномочия органам местного самоуправления для осуществления
государственных полномочий по установлению порядка отлова безнадзорных домашних животных, их содержания, изоляции и использования, в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не переданы, соответствующее финансирование не предусмотрено.
Прокурор Смоленского района
старший советник юстиции Д.В. Гращенков
Исполнитель: Солдатова Н.А. тел.: 35-33-76
|